Команда «КАМАЗ-Мастер» выставила сразу 7 экипажей на российский ралли-рейд «Шелковый путь», который стартует 1 июля. И действующий чемпион «Дакара» Дмитрий Сотников примет участие в соревновании. Причём он будет демонстрировать новую модель грузовика. Сотников дал интервью по этому поводу. Он рассказал о том, как готовится к новому для себя рейду и ответил на другие вопросы.
Сотников сообщил, что в данном направлении он будет двигаться впервые – по Сибири и Монголии. Как отметил пилот, многие ребята из команды уже ездили. Однако ему всё ещё предстоит познакомиться с этими краями. Он знает руководителя проекта Чагина, так что сразу настраивается на сложный маршрут. Владимир Чагин уделяет внимание тому, чтобы выкладываться пришлось всем. Это справедливо как в отношении физики, так и в отношении работы штурманов. Однако трудности закаляют и повышают интерес к происходящему.
Сотников не мог не уделить внимание вопросам подготовки к рейду. Он сообщил, что работа была очень напряжённой, так как новую машину успели подвезти к старту буквально в последний момент. На ней было всего 3 теста в городе. Сотников признался, что пытался оценить общее состояние автомобиля, заняться настройками. И в процессе гонки изучение грузовика продолжится.
Вообще сама команда «КАМАЗ-Мастер» планирует выставлять одновременно 7 экипажей, включая молодежь. А это означает предстоящий большой объём и внутри команды, в том числе и по передаче опыта.
К настоящему уже успели поменять шасси на нескольких автомобилях. То есть значительный этап тяжёлой работы остался в прошлом. И она полностью совпала с тренировочным сбором, который проводился вместе с инновационным центром ОКР. Сотников сообщил, что речь шла о давних друзьях, которые всем помогают. В итоге команда перенимает опыт профессионалов из самых разных видов спорта. Сотников не видит в этом ничего странного. Он отмечает, что понятие дисциплины везде в целом общее. Однако как именно готовится конкретно к ралли-рейдам, мало кто знает. Тем не менее пилот убеждён, что все будут в отличной кондиции, даже с учётом небольшой паузы.
Сотников попросили рассказать о новой машине. Он участвует на ней в гонках впервые, так что уже заранее готов к разного рода сюрпризам. Как отметил сам Сотников, команда сделала грузовик с новой кабиной семейства К5. Это позволил заполучить своего представителя нового семейства в линейке моделей от КАМАЗа, которая сейчас продвигается на рынке. Помимо кабины, был радикально пересмотрен весь дизайн автомобиля как таковой. Очень много усилий вложили в то, чтобы сделать его в другом стиле. Сотников обратил внимание на то, что прежде у КАМАЗа машины эволюционировали. Однако сейчас это нельзя назвать плавной и планомерной эволюцией. Речь идёт о скорее революции. То есть перемены довольно-таки глобальные.
Особого внимания заслуживает привязка к высоте кабины. У серийных грузовиков она довольно большая, так удобно работать на магистралях. Но для спорта это скорее минус. В итоге было решено найти компромисс. Сделали воздухозаборник, который проходит через крышу. Так появилось полезное пространство. И кабину слегка передвинули назад из-за размеров самого двигателя. Немного пришлось поработать над бампером, чтобы автомобиль получился в результате как бы более сбалансированным. Но в процессе всех этих преобразований очень важно было сохранить предельно узнаваемый внешний вид.
Встал вопрос по поводу того, как быть с увеличенном стеклом. Для коммерческих моделей, когда оно большое, это только преимущество, ведь возрастает обзор. Но как быть с гоночным вариантом? Это тоже плюс. Обзорность нужна во всех случаях. Чтобы сохранить обзор, изменили расположение экипажа внутри кабины. Раньше по центру кабины всегда ехал штурман. Теперь решили его посадить справа с учётом больших стёкол. Вообще сейчас для лучшей навигации очень важно видеть. Это актуально для всех современных рейдов. Но нужно посмотреть, что выйдет из такого решения. Для пилота большое стекло сбоку тоже преимущество, так как не приходится наклоняться вбок в процессе гонки, чтобы в него посмотреть. Это крайне важно в дюнах, где надо следить за рельефом на большой скорости. Вообще нюансов хватает.
Во время интервью поднимали вопрос здоровья и позвоночника. Сотников сообщил, что это не миф, хотя позвоночник буквально не рассыпается. Производитель довольно много работает над подвеской, у всех кабин есть рессоры для обеспечения плавности хода. И в целом гонки проводятся ещё и для того, чтобы протестировать новые модели машин в условиях, максимально близких к экстремальным. А по итогам выходят потом доработки. Плюс собранная информация непременно учитывается в разных исследованиях.
Вообще сама команда и в плане физики начала готовиться по-другому. Сотников это знает, так как сам отвечает за подготовку. Он отметил, что всех участников держат в тонусе, следят за тем, чтобы мышечный корсет был в постоянном тонусе. Это уменьшает количество травм. В то же время тряска внутри кабины становится одним из естественных ограничителей скорости для гонщика. Важно учитывать, насколько кто может ехать в таком темпе. Плюс пилот отвечает ещё за 2 людей. Если покрытие жёсткое, то при скорости в 140 км при выезде в промоину ощущения в кабине становятся настолько специфическими, что на доли секунды можно потерять сознание.
Дальше Сотников вернулся к новой машине. Он сообщил, что передний свес визуально только увеличился, а на самом деле скорее даже уменьшился. Такой эффект возник благодаря тому, что раму несколько подрезали, а бампер – утопили. Однако это уже будет шагом в другую сторону. Основной задачей было уменьшить инерцию на передней оси. В итоге машина стала несколько короче.
О двигателе тоже зашёл разговор. Как и трансмиссия, он поменялся откровенно слабо. Это турбированный дизель Cummins на 1100 лошадиных сил, крутящий момент – 4500. Вносить какие-то изменения в настоящем не следовало, однако баланс машины всё же изменился. Во время переработки автомобиля было стремление убрать центр тяжести вниз из-за кабины. Да и кузов выше, чем у многих других моделей. Получилось несколько разгрузить переднюю ось. Однако поменялась развесовка, так что с настройками предстоит работа.
Очень интересно было понять, сколько стоит такой КАМАЗ. Сотников сообщил, что подсчитать точно откровенно сложно, цифры постоянно меняются. В целом около 800 тысяч евро, однако эта сумма может быть и не окончательной. Например, кузов произведён из алюминия, так как сделать из него эту часть оказалось быстрее всего. А вот если использовать композит в качестве материала, то цена возрастёт ещё на 100 тысяч евро. Одним словом, ралли – довольно дорогое удовольствие.
Об авторе